Служение заступничества
Сайт создан по личной инициативе членов церкви МСЦ ЕХБ
и не является официальным сайтом Отдела заступничества МСЦ ЕХБ
http://www.iucecb.com
iucecb@gmail.com
Служение заступничества - IUCECB.com

Библия

Четвероевангелие

Сообщения, ходатайства

Messages, petitions

Die Mitteilungen und die Bittgesuche (in deutscher Sprache)

Ответы на ходатайства

Вопрос регистрации (в документах)

Духовное наследство служения заступничества (в документах)

История общин ЕХБ (в документах заступничества)

Церковь и государство

Братский листок

Brotherly newsletter

Das Bruderblatt (in deutscher Sprache)

Не скроем от детей наших. Духовное наследие
- Г. К. Крючков
- Ю. К. Крючков
- М. И. Хорев
- Н. П. Храпов
- И. Я. Антонов
- Б. Т. Артющенко
- Н. Г. Батурин
- Н. Е. Бойко
- Д. В. Миняков
- Б. Я. Шмидт

Список
гонимых христиан

Пакты и законы
- Россия
- Украина
- Белоруссия
- Прибалтика
- Молдавия
- Кавказ
- Казахстан
- Средняя Азия
- Германия
- США

Служение
заступничества

Поиск по сайту

__________

Вход
для корреспондентов

Вход
для редакторов

__________

© 2002-2024 IUCECB

Ниже приведенный счетчик выставлен для количественного учета посещений нашего сайта. Редакция не отвечает за содержание сайта LiveInternet, который открывается при нажатии на картинку счетчика.

"МУЖ СКОРБЕЙ"
Я. Г. СКОРНЯКОВ
«Вестник истины», №3 (135), 1996 г., стр. 11-17.
"Простота во Христе"
Я. Г. СКОРНЯКОВ
29 ноября 2000 г.

01 июня 2008 - http://iucecb.com/news/20080601-0010

  

Муж скорбей
 

В памятный для дорогого братства год 35-летия духовного пробуждения у меня возникло непреодолимое желание поделиться на страницах журнала рассуждениями о Нём — Муже скорбей, дивном Спасителе нашем Иисусе Христе — и о нас, детях скорбей, идущих в Царство Божье путем скорбей, как сказано в Писании: «...многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Д. Ап. 14, 22).

Скорбь — это крайняя печаль души и духа, это гнет, сжимающий сердце, словно тиски, до физической боли, до смертной тоски. «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною»,— говорил Христос в преддверии Своих Голгофских страданий спящим от печали ученикам (Матф. 26, 38). Великий праведник и великий страдалец Иов, изливая горечь души, говорил: «...дни скорби объяли меня. Ночью ноют во мне кости мои, и жилы мои не имеют покоя» (Иов. 30, 16-17).

Итак, возлюбленный Христос был Мужем скорбей (Ис. 53, 3) и мы, Его дети,— также дети скорбей. Христиане старшего поколения не могут без вздоха печали вспоминать о пережитом, которое выпало на их долю, когда они 35 лет назад отозвались на призыв Духа Святого. Но наш горестный вздох — это не глухой ропот неблагодарного духа, не вздох отчаяния или разочарования. Нет и нет. Это вздох любящего, утомленного страданиями сердца, которое, страдая, благодарит Бога за столь славную участь. «Ты влек меня, Господи,— и я увлечен...» (Иер. 20, 7). Милостью Божьей мы увлечены идти путем креста и боли и не можем свернуть с этого благословенного пути, несмотря ни на какие скорби.

И в последние годы, после того как прекратились общемасштабные преследования христиан, мы никак не можем сказать, что живём без трудностей и скорбей. Вот один из самых свежих примеров. Пишет недавно обращенная к Богу сестра-татарка: «Через три дня после моего покаяния, когда вернулся муж, то очень бил меня прямо среди людей нашего дома, порвал все книги и Библию и хотел душить, крича: "Откажись от своего Бога!". Я ему сказала: "Бей, убей меня, но я этого никогда не сделаю...". Ох, когда мои родители и муж примут Иисуса! Не оставляйте вашими молитвами меня и моих детей, и мужа, и родных...».

Рассуждая о Господе как о Муже скорбей и о нас, Его последователях, можно определенно сказать, что скорбей в нашей жизни много и они различны во всех отношениях: скорби физические и душевные, скорби духовные и материальные, семейные и церковные, скорби личные и общечеловеческие.

Все эти неисчислимые скорби сопровождали жизнь нашего Искупителя — Мужа скорбей — и они же настигают, заполняют жизнь Его детей на пути к желанной вечности. Одинокие скорбят от одиночества, семейные от неустройства в семьях, бездетные воздыхают о детях, а многодетные нередко стонут, как управлять большой семьей. Разве все перечислишь? Разве все измеришь? Скорби, скорби, скорби... Псалмопевец Давид, испытав много скорбей, плакал: «Душа моя истаевает от скорби...» (Пс. 118, 28).

И все же отчего скорбел Сын Божий, Муж скорбей? Отчего скорбим мы?

 
«Ни во что ставили Его» (Ис. 53, 3)

«Он был презрен и умален пред людьми... мы отвращали от Него лицо свое... мы ни во что ставили Его...» Это не кто-то неизвестный, далекий, живущий много веков назад ни во что ставил Господа. Пророк Исайя говорит: «...мы ни во что ставили Его!»

Кому из нас неведомо скорбное чувство, когда тебя ни во что ставят?! И не просто чужие или враждебно настроенные люди, а свои, родные, близкие: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Иоан. 1, 11). Какая это скорбь! Муж отвергает жену, жена — мужа, дети восстают на родителей, а родители — на детей, братья с поно­шением и клеветой поднимаются на братьев. Понятны становятся воздыхания мужей Божьих, перенесших подобное: «Я был нем и безгласен... и скорбь моя подвиглась» (Пс. 38, 3).

Как сокрушался в свое время пророк Иеремия (20, 7—9), так и ныне любящие Бога воздыхают:

«Я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною». Но мы благодарны Богу за эту горечь жестоких упреков: они научили нас хотя отчасти понимать то, что пережил Муж скорбей.

«Слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние»,— но мы не сетуем, что, превозмогая боль, возвещаем его спасающую силу малому и великому.

«Подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и — не мог». Невозможно не идти путем креста и скорби, потому что это единственный путь, который   ведет в жизнь вечную.

 

«...Скорбя об ожесточении сердец их...» (Марк. 3, 5).

Святому Духу угодно было запечатлеть на страницах Евангелия от Марка поразительный пример: Иисус в субботу исцелил иссохшую руку больного. Какая прекрасная возможность представилась для славы Божьей и радости всем очевидцам этого чуда! Но те, кто ни во что ставили Врача и Исцелителя, пришли в тот день в синагогу не для этой радости: они наблюдали за Христом не исцелит ли в субботу, чтобы обвинить Его. И, когда это произошло, «пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом» (Лук. 6, 11).

Удивительно верное свидетельство о глубине ожесточения лицемерных людей изложил в одном из своих молитвенных Псалмов Давид (34, 1—17)! А сколько озлобления, оскорбления, ожесточения, лжесвидетельства пришлось и приходится переносить верным служителям Божьим и каждому, кто искренне возревновал о чистоте и свободе церкви, о независимом и жертвенном служении, об отделении от мира и о внутреннем устройстве церкви по Слову Божьему!

Как много сегодня приходится скорбеть благовествующим, приглашающим грешников на путь спасения, об ожесточении людских сердец! И не только скорбеть, но и плакать, как Он, Муж скорбей, плакал, приближаясь к Иерусалиму (Лук. 19, 41-44).

 

Скорбь из чувства сострадания

В повествовании о болезни и воскрешении Лазаря, описанном в Евангелии от Иоанна (11, 1—44), очень ярко отражено чувство сострадания Иисуса к скорбящим и плачущим. Читаем: «Сам восскорбел духом...» (ст. 33); «Иисус прослезился» (ст. 35); «Иисус же, опять скорбя внутренне...» (ст. 38). Как много значило это сострадание Христа! Оно не осталось в тени и было замечено присутствующими в доме Лазаря. «Смотри, как Он любил его!» — удивлялись Иудеи. И это не единственный случай из земной жизни нашего Господа, Мужа скорбей. Все Его служение было исполнено сострадания к грешным людям. В Нем «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4, 15).

В одном из христианских песнопений есть слова:
 
И любезное слово, и ласковый взгляд,
Иногда лишь улыбка участья,—
Сколько светлых минут они в жизни дарят,
Облегчают так много несчастья!
 

Какими светлыми образами остаются в нашей памяти лица тех, кто оказался рядом в скорбную минуту нашей жизни со вздохом соучастия, со словом ободрения и утешения, с молитвой веры о помощи! Какая беспредельная радость наполняет нашу душу, когда, побуждаемые Духом Божественной любви, мы облегчили чью-то боль, поучаствовали в чьих-то страданиях, понесли бремя другого, осушили слезы плачущего, подкрепили словом изнемогающего и утешились со скорбящим общей верой (2 Кор. 1,3-11)!

Совсем недавно вспоминал я, в какой ужасной скорби была моя душа, когда к концу пятилетнего срока заключения увезли меня из колонии в тюрьму, чтобы добавить срок без выхода на свободу за твердое решение не отступать от скорбного узкого пути, не идти на компромисс с миром. Однажды вызывает прокурор и говорит: «Я дам тебе свидание с женой и детьми, может, они воздействуют на тебя, чтобы ты не был таким упрямым». Говорю: «Ну что же, приводите, буду рад повидаться с близкими». Ушел в камеру, а сам переживаю и молюсь, вспоминая, как поступила жена Иова.

Через несколько дней опять вызывают меня. Заводят в комнату для свиданий. Смотрю, стоит моя жена и двое сыновей. Поприветствовались, помолились. Говорю: «Не знаю, как вам объяснили причину этой встречи, но мне сказали, что надеются на ваше участие в моем освобождении. Я готов слушать вас». Старший сын говорит: «Папочка, не унывайте, мы молимся о вас». Жена говорит: «Да подкрепит тебя Господь». Прокурор не позволил им продолжить, лишил нас свидания. Еле шел я опять в свою подвальную камеру, а радость и утешение наполняли не только сердце, разум и дух, но и все тело, изъеденное клопами, и вшами, и болезнями. Утешили, посострадали, поучаствовали в моих скорбях мои дорогие родные!

Знаю, что сегодня, читая об этом, многим о многом можно будет вспомнить, как написано в послании Евреям: «Вспомните пре­жние дни ваши, когда вы, бывши просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии» (10, 32—33).

Да не прекратятся в сердце нашем скорби сострадания и соучастия ближним до дня славного пришествия Господа (Флп.   2,   1—5)!

 

Смертельная скорбь (Марк.   14, 32-38).

Смертельная скорбь возникает (или рождается) от ужаса и тоски. Написано: Муж скорбей «начал ужасаться и тосковать». Конечно, не берусь я объяснить, что происходило тогда в Его доброй, святой и любящей душе, когда на Его чистое Богочеловеческое естество навалилось беззаконие и мерзость всего мира! Как будто слышу дьявольское злорадство, бесовские возгласы: «Изнемог?! Ужасаешься?! А впереди ещё крест, ещё агония смерти, ещё мрак запечатанной могилы и не небесный кристалл, а преисподние места!» Как тут не скорбеть смертельно?! Сын Божий ужасался и тосковал, а когда был распят на кресте, то, умирая, молился: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф. 27, 46).

Мы никогда не поймем глубину этого вопля, потому что никогда не будем оставлены Богом, как был оставлен наш Спаситель.

Если вспомнить хотя отчасти жизнь нашего скорбящего братства, то перед взором предстанут любящие Господа души, кто в 60-е годы искренне возревновал о чистоте и духовной свободе церкви, о независимом от мира жертвенном служении Богу — сколько им пришлось перенести оскорблений, злорадства, когда не враги, а свои в ожесточении обращались к сильным мира сего и просили «принять к инициативникам строгие меры».

А сколько перенесли дети Божьи пробужденного братства разгонов собраний, побоев, штрафов, обысков, прослушиваний домов и квартир! Сколько испытали скорбных разлук с близкими и любимыми на долгие годы, а с некоторыми служителями и навсегда!

А измена и предательство близких друзей?! Обольщение регистрацией, лжесвидетельства на судах и допросах, постоянная клевета в газетных статьях и в передачах по радио и телевидению, травля и избиение детей в школах, в училищах... Утешало скорбящих только одно: «У Тебя исчислены мои скитания...» (Пс. 55, 9).

Почти на каждом богослужении зачитывались новые скорбные срочные сообщения об аресте дорогих служителей или сотрудников издательства «Христианин», о покушениях и авариях, о судах над детьми и родителями. В какой-то общине отняли или подожгли мо­литвенный дом, а где-то его развалили бульдозером... Сердце сжималось до боли и истаивало: о, Боже, доколе?! А Дух Утешитель побуждал устремлять взор веры на Голгофу, где был распят Муж скорбей, Который, умирая в муках, продолжал любить и молился о распинавших Его, о тех, кто не знал, что делает.

Почему же Муж скорбей при всем Своем всемогуществе не уклонялся от скорбей и в нас, Своих последователях, возжигает непреодолимое желание идти Его тернистым путем? Что обретаем мы в скорбях? Какое блаженство открывается для искренне и жертвенно идущих по следам Мужа скорбей?

Через скорби утверждается искренность и драгоценность нашей веры, и она, будучи испытана в огне, становится драгоценнее золота к похвале, и чести, и славе в явлении Иисуса Христа (1 Петр. 1, 6—8). В скорби, глубокой и страшной, муж Божий — Иов — не отрекся от Бога, не похулил Его, а согласился: «Пусть испытает меня,— выйду, как золото» (Иов. 23, 10).

Одного брата-узника разъяренный офицер бил изо всей силы в грудь: «Я из тебя Бога выбью!»

Брат, отдышавшись, твердо сказал: «Вы можете убить меня, но Дух Христов живет во мне, Его вы не убьете».

По вдохновенному выражению Апостола Павла, скорби учат терпению, опытности, надежде, а «надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5).

«Прежде страдания моего я заблуждал; а ныне слово Твое храню... Благо мне, что я пострадал...» — благодарно отзывался о пережитых страданиях псалмопевец (Пс. 118: 67, 71). Апостол Павел убежденно говорил о пользе страданий: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр.   12,   11).

Переносящие скорби с радостью Духа Святого становятся образ­цом для подражания, и слава о вере и верности таковых распространяется на всяком месте (1 Фес. 1, 7—8). Это дорогое слово исполнилось и исполняется на нашем пробужденном братстве. Несмотря на все ухищрения и нападки сатаны, который использовал безбожный мир и отступившее христианство, чтобы очернить, ослабить и разрушить независимую от мира церковь,— она растет и распространяет шатры любви Христовой от Нарьян-Мара до Ашхабада, от Калининграда до Чукотки.

Скорби, переносимые безропотно,— это блаженство для страждущих, ибо «Дух славы, Дух Божий почивает на вас,— говорит Апостол Петр,— теми Он хулится, а вами прославляется» (1 Петр. 4, 14). Участвуя в Христовых страданиях, мы не ищем себе славы. Сам Бог прославляет тех, кого Он призвал и оправдал (Рим. 8, 30). Наше страдание производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4, 17). И мы искренне и сердечно поем: «Дай счастье ощущать в страданьях за Тебя, как славу крест Твой принимать и петь Тебе, скорбя...».

 «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1, 5).

«Не понимаю! У тебя 12 детей, а ты, сидя здесь, в КПЗ, поешь?!» — удивлялся заключенный спокойствию христианина.

«Ты и не поймешь, потому что Бога не знаешь. Меня 30 раз сажали за проповедь Евангелия на 15 суток, теперь же, видимо, осудят на пять лет, а на сердце у меня радостно. Господь не оставит ни меня, ни жену, ни детей без утешения, потому что при умножении скорбей Бог умножает утешение Свое».

Скорби Мужа скорбей и наши — это доказательство грядущего праведного Божьего суда. «Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою... в явление Господа Иисуса с неба...» (2 Фес. 1, 6—7). Суд над некоторыми гонителями совершался и в наши дни. А сколько наших оскорбителей, не выдержав осуждений совести, просили у нас прощения за то, что несправедливо преследовали и судили нас?!

Но мы им простили еще тогда, когда они причиняли страдания нам и детям нашим. Мы не можем и дня жить с обидой в сердце,— этому научил нас Христос.

Муж скорбей прошел через вели­кие страдания на земле. Вождя спасения нашего Бог совершил через страдания (Евр. 2, 10). И нам, Его последователям, заповедан тот же путь —   взирать на «начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест». Чтобы и нам не изнемочь и не ослабеть душами нашими в страданиях, Слово Господне призывает нас помышлять о «Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников» и не забывать, что мы «еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12, 2—4). Дух Святой побуждает нас в скорби быть терпеливыми, в молитве постоянными (Рим. 12, 12).

Муж скорбей дает чудесное обетование скорбящим: «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби...» (Пс. 90, 15).

В заключение коснусь еще двух видов скорбей, попав в которые, никто не может рассчитывать на помощь и утешение от Господа. Ни одно обетование на таковых не распространяется.

«Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть... и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6, 9—10). В журнале «Вестник истины» № 3—4, 1995 года в статье «Будем торговать и получать прибыль?» есть сильное слово к желающим обогащаться. Тех, кто ещё не пойман в торговую сеть, погружающую людей в бедствие и пагубу, я хотел бы только умолять: «Ты же, человек Божий, убегай сего...» (1 Тим. 6, 11).

И ещё одна скорбь: в жестоких страданиях влачат жизнь люди, любящие грех, непокоряющиеся Богу, люди безрассудные. Они страдают за беззаконные пути свои и за не­правды свои (Пс. 106, 17). «...Умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому...» (Пс. 15, 4). «Много скорбей нечестивому...» (Пс. 31, 10). Екклесиаст уточняет: «Все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя...» (Еккл. 2, 23).

Скорби беззаконных людей производят смерть (2 Кор. 7, 10) и не имеют ничего общего с переживаниями истинных детей Божьих. Мы, проходя путем, проложенным Мужем скорбей, среди великого испытания скорбями преизобилуем радостью (2 Кор. 8, 2) и не оставлены в постыжении. Ибо если в Ветхом Завете на челах воздыхающих о беззакониях Бог повелел сделать отличительный знак (Иез. 9, 4), то и в Новом Завете о гонимых и всячески неправедно злословимых Христос сказал: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное... Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах...» (Матф. 5: 10, 12).

 
Я. Г. СКОРНЯКОВ

«Вестник истины», №3 (135), 1996 г., стр. 11-17.

* * *

"Приняв искренне верою Господа, Яков Григорьевич от юности и до последнего дня своей жизни оставался верным и любящим Бога и церковь служителем.

Смыслом жизни его были слова из Пс. 118, 57: «Удел, мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои».

Девизом души его было: «Я жизнь свою прожить хочу не птицею в полёте. Но я хочу оставить след пусть не заметный с виду. Хочу до боли полюбить я человечьи души».

Песней его души было: «Люби, люби людей».

В 1963 году Яков Григорьевич был рукоположен на служение учителя.

1 декабря 1966 года первый раз был арестован, десять месяцев находился под следствием, осудили на 5 лет общего режима, из которых Яков Григорьевич отсидел 3 года и был освобождён по амнистии.

Освободившись из уз, Яков Григорьевич продолжал совершать служение в церкви, а также в южном объединении и в Азиатском совете, где дважды избирался председателем. В начале семидесятых годов в Совете церквей был организован отдел по благовестию.

В 1974 году нависла угроза второго ареста, и Яков Григорьевич по совету братьев ушёл на нелегальное положение. Находясь на нелегальном положении, посещал группы и церкви, проводил общения, в том числе и молодёжные. В 1978 году третьего июля был арестован в городе Ростове на Дону и этапирован в Джамбул, где был осуждён на 5 лет строгого режима.

Но прошли и эти испытания, и продолжался труд в церкви, а также в братстве СЦ, куда он был избран, как член СЦ и ответственный за дело благовестия вместе с Е. Н. Пушковым. И снова служение, поездки, общения. Пять раз Я. Г. Скорняков посетил вместе с Г. К. Крючковым и другими братьями Америку, один раз был в Германии.

Отошёл в вечность Яков Григорьевич 31 мая в утренние часы... В 8 часов 12 минут его сердце перестало биться здесь на земле".  

Родные Я. Г. Скорнякова  

 

Простота во Христе

(в сокращении)  

«Простота во Христе». Давно уже эта тема занимает сердце моё, а когда наше дорогое братство вступило в сороковой год пути своего и служения, не могу удержаться, чтоб не поделиться...  со всем братством этим важным для всех нас словом. Мир, в котором мы живём, давно уже забыл, что это такое, а тем более вступив в век электроники, компьютеров, всё чаще слышится слово, ставшее поговоркой: «Простота — хуже воровства». И как приятно и важно сегодня повторить, если можно так сказать, жизненное основание Апостолов и первохристиан: «Мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас» (2 Кор. 1, 12). И это не просто свидетельство совести коринфян, но и желание, и призыв, и мольба Апостола: «...чтобы вы были мудры на добро и просты на зло» (Рим. 16, 17-19) и ещё подобное в 1 Кор. 14, 19-20. Слово «простота» и связанные с ним слова в Ветхом и Новом Заветах упоминаются 330 раз. Значит, немало уделил Бог внимания этому слову в Книге Своей. В чём же заключается истинный и в то же время глубинный смысл этого простого слова? Владимир Даль уделил его объяснению почти целую страницу (т. 3, с. 512-513). Немножко перепишу сюда: «ничем не занятый, порожний, свободный, всякому доступный, без хитрости и лукавства, без всяких околичностей и прикрас». Библейская энциклопедия Брокгауза объясняет: «чистосердечность, отсутствие расчёта и хитрости» (с. 796).

И само святое чувство простоты весьма тесно связано именно с богоугодной искренностью, с отсутствием скрытного лицемерия, и не причастно к плотской мудрости, а наполнено благодатью Божьей. Потому Апостол Павел так и боялся, и переживал за коринфян, да разве только за них, «...чтобы ...ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11, 2-3).

Позвольте обратить ваше внимание на такую, кажется, небольшую деталь нашей жизни, как обувь. Господь, избрав Апостолов и посылая их на служение, заповедал «обуваться в простую обувь» (Марк. 6, 9). В послании Римлянам мы читаем: «...раздаватель ли — раздавай в простоте..» (12, 8), — и о принятии пищи: «...принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Д. Ап. 2, 46). Это слово «простота» касается нас во всех отношениях и, прежде всего, в духовном, а потом и в физическом, материальном, личном, семейном, и, тем более, церковном: в молитвах и в слове проповеди, в пении и стихотворениях, в устройстве домов молитвы и в музыкальном оформлении — абсолютно во всём! Во всём! Конечно, рассуждая об этом, нужно не упускать из виду, что есть богоугодная искренность и богоугодная простота. Только в таком состоянии свободно действие благодати Божьей в нас и через нас во славу Божью. И наоборот, есть имеющие только вид простоты, только вид искренности, а на самом деле во всём плотская мудрость, земная, душевная, бесовская (Иак. 3, 11-17). Хотя люди Божьи, живущие в простоте во Христе, сегодня очень не в почёте, и им приходится немало переносить насмешек и оскорбительных нареканий наподобие: «Эх ты, простофиля!» — или ещё ругательнее. Бог же по-другому смотрит на таковых и утверждает: «Откровение Господа верно, умудряет простых» (Пс. 18, 8), — и ещё: «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс. 118, 130). Даже согрешающие по простоте, кажется, более имеют право на очищение: «За согрешающих... по простоте... очищайте храм» (Иез. 45, 18-20). Господь говорит, что Он хранит простодушных (Пс. 114, 6) и обещает давать по просьбам их просто и без упрёков (Иак. 1, 5-7), и оставляет в народе Своём, и чаще всего спасает народ смиренный и простой (Соф. 3, 11-12).

Конечно, видит Господь, что не смогу я в одной... беседе поделиться всем, чем сердце полно, но Дух Его побуждает хотя бы немного уделить внимание на важнейшее, что наполняет жизнь и служение народа Господнего сегодня.

* * *

Когда начало возрождаться и воссоздаваться наше братство СЦ ЕХБ среди гонений и скорбей, погромов и разграблений или разрушений имущества и домов, сожжений книг, отобраний детей и лишений жизни под пытками, первые 20-25 лет я думал и верил, и не сомневался, что братство наше действительно возрождается и создаётся Христом и силою Его по первоапостольскому образцу в духе, в силе, в служении, по положению в мире, и мы с полным правом поём:

Мы в мире здесь всё потеряли,

Оставили ради Тебя,

Себя Тебе в жертву отдали,

Прими эту жертву, любя!
 

Да, мы не ложно говорили: Мы «странники и пришельцы на земле» (Евр. 11, 13-16). И если в зарегистрированных союзах в те годы оставалось не более 10 домов молитвы, то в братстве нашем ни одного, за исключением немногих квартир или частных домов тех детей Божьих, кто жертвовал их для служения Господу и уже ничего не называл своим. Как легко и по истине было тогда ссылаться на слова Христа: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матф. 8, 18-20). И когда мы в 1989 г. собрались на наш первый открытый съезд в Ростове (наверное, для скромности назвали его всесоюзным совещанием), кроме многих вопросов, кто-то из братьев поставил вопрос о постройке домов молитвы в нашем братстве. С каким сердечным волнением слушал я слова Божьего направления для всех нас: «Стройте, братья, как можно скорее, как можно проще, как можно дешевле, как можно больше». Что и стало осуществляться с Божьим благословением, с Его помощью, с искренними жертвами и трудом многих детей Божьих по силам и сверх сил.

Что же видим мы в братстве в 40-й год его служения и строек?

У нас к началу 2000 года было более 2200 мест собраний, а действующих домов молитвы чуть более 700, может быть, на сегодня более 800. Многие ли сегодня церкви и служители могут перед Богом и перед миром сказать, что мы так строили и строим, как Бог сказал: скорее, проще, дешевле, больше? Не за чужой счёт, не нанимая неверующих или шабашников, а своими жертвами, своим трудом до мозолей, не напоказ, не вперегонки с православными, мусульманами, буддистами в архитектуре, стиле, украшениях, не дворцы, не комплексы с классами, с гостиницами, складами и тому подобными, с разными названиями, что и выговорить трудно. Но одно, только одно! «Дом Мой домом молитвы наречётся!» И дом Его, где Он есть, поражает не мраморными колоннами, не вычурными картинами, не лепными потолками и фронтонами, не расписанными стенами и балконами, не целым штатом обслуживающих и сторожащих или убирающих и получающих зарплату, но дом Мой, дом молитвы, в котором прославляются не проектировщики, не прорабы, не богатые вкладчики, не директора, не президенты, не театральные декораторы или репетиторы, не режиссеры, ставящие сценки, не учителя, готовящие будущих ораторов слова, певцов-вокалистов, музыкантов-народников, концертмейстеров, камерных дирижеров, программистов-семинаристов и тому подобных! Но дом Мой, где приступают в простоте к Нему хромые, слепые, увечные и получают исцеление, и где дети восклицают и поют (Матф. 21, 12-16).

Вот предо мной лежит буклет с приглашением посетить праздничное служение 80-летия церкви ЕХБ г. Тараз (бывший Джамбул). Действительно, не дом молитвы, а комплекс и здание воскресной школы, трехэтажное. Не хочу всё переписывать, но хотя частицу дословно: «В школу принимается любой ребенок с 5 до 14 лет. Занятия проходят каждое воскресенье с 10:00 до 12:00. Среди недели можно посещать кружки: рисования, лепки и английского языка». Хорошо хоть, что в этом списке адресов и названий не числится наш дом молитвы. А не похожи ли и некоторые дома молитвы в нашем братстве на такие комплексы? Во всём их устройстве и в программах нет и малейшего напоминания о «простоте» во Христе!

На Западе есть такой комментатор Макдональд. Приведу краткую выдержку из его книги: «Мы настолько привыкли к церквам и к молитвенным домам, что полагаем, будто они идеально подходят Богу... Прежде всего, несовместимо с христианской верой и её основанием — любовью — тратить тысячи долларов на роскошные здания, тогда как во всём мире царит ужасающая бедность... Не только антигуманно, но и экономически нецелесообразно тратить деньги на сооружение дорогостоящих зданий, которые используются всего несколько часов в неделю. Наши программы церковного строительства являлись и являются одним из самых больших препятствий в росте церкви...» (с. 483).

И сегодня часто можно слышать, что всё, что от нас нужно церкви — «это наши деньги» (там же, с. 484). Такой образ мышления чисто мирской, более того, он абсолютно не учитывает практику Нового Завета.

Невозможно, к сожалению, умолчать и о том, что у многих служителей, а тем более у членов нашего братства укоренился этот чисто мирской образ мышления:  «Будет молитвенный дом, тогда и церковь будет». Как будто не церковь рождает и строит дома молитвы, а дома рождают церковь. И как скоро во многих домах молитвы убеждаются и сетуют, что дома молитвы... стоят полупустые или почти пустые. Конечно, жизнь «простоты во Христе» — безумие для мира. Без сомнения, твёрдое основание Божье стоит (2 Тим. 2, 19). Но и красный грозный сигнал горит, не выключаясь — 1 Кор. 3, 17.

Не прошло ещё и 15 лет, как было верно и дерзновенно сказано: как можно скорее, проще, дешевле и больше! Сможем ли мы и успеем ли возвратиться к этому истинно Божьему началу? И не только в отношении домов молитвы, но и наших личных домов и квартир. И что есть в них или при них?! Не говорит ли Дух Святой, Созидатель Церкви Его: «О, если бы вы и в самом деле царствовали!» (1 Кор 4, 8-17)? Чтобы мы «в простоте и богоугодной искренности, а не по плотской мудрости, но по благодати Божьей жили в мире...». 

* * *

...Выражая переживания свои о том, о чём сердце болит, скажу, только Слово Божье не претендует, а утверждает абсолютную истину, а оно не подлежит никакому изменению, тем более, что изрекаемо было по вдохновению от Духа Святого, как и приведённые мною в начале слова: «Мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире, особенно же у вас». И жизнь в простоте во Христе, сам её уклад и служение открывает и конечную цель такой жизни: во-первых, для славы Его (Ис. 43, 7),  во-вторых, «что мы будем похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа» (2 Кор. 1, 14).

Во все века жизни Божьих детей и до конца пребывания Церкви Его на земле в истинном служении было и есть, и будет три главных важнейших части: во-первых, — молитва (1 Тим. 2, 1), во-вторых, — Слово (Д. Ап. 6, 4), в-третьих, — песнопения (Кол. 3, 16).

И всякое нарушение этого Божьего порядка жизни и служения лишало Бога Его славы и приносило неустройство и бесславие самим нарушителям.

С любовью Христовой Скорняков Я. Г.
29 ноября 2000 г.

 

Источники: извлечения из материалов, опубликованных на страницах website

 

 


Документ-источник данного документа:

  1. 31 мая 2008 года
    отошёл в вечность
    Яков Григорьевич СКОРНЯКОВ